Начало обновленческого движения
Голод 1921-1922 гг. послужил поводом к попыткам раскола и ослабления Церкви, поддержанным советской властью. В начале мая 1922 г. Патриарх Тихон был помещен сначала под домашний арест в Троицком подворье, а вскоре к нему с требованием снять с себя полномочия в сопровождении представителей ГПУ явились священники Александр Введенский, Владимир Красницкий, Евгений Белков – лидеры обновленческого раскола. После отказа Патриарх был препровожден под строгую изоляцию в Донской монастырь.
В конце мая 1922 г. появилась первая обновленческая организация под названием «Живая церковь» во главе с В.Д. Красницким. Позднее обновленцы организовали «Высшее церковное управление». Церковная оппозиция нуждалась в административном ресурсе для того, чтобы облегчить и ускорить выполнение планов переустройства церковной жизни на свой лад под предлогом «спасения Церкви». Организационное оформление обновленцев в Перми произошло 21-22 августа 1922 г. на собрании церковно-приходского совета Петропавловского собора и на собрании городского духовенства. Был создан епархиальный совет по реорганизации управления Пермской епархией. Его председателем был избран епископ Сильвестр (Братановский).
В августе 1922 г. прошел всероссийский съезд «Живой церкви», на котором было принято решение «немедленно распустить приходские советы, стоящие против обновленческого движения». Однако уже на первом съезде организация раскололась на несколько конфликтующих групп, окончательное разграничение которых произошло на втором всероссийском съезде «Живой церкви» в мае 1923 г. На нем обновленцы отменили анафему большевистскому правительству, объявили о низвержении из сана Патриарха Тихона и о непризнании самого института патриаршества, призвали к поддержке органов советской власти, ввели женский епископат и второбрачие для белого духовенства.

Институциональное оформление обновленческой структуры происходило на фоне подготовки открытого судебного процесса над Патриархом Тихоном. 12 апреля 1923 г. Политбюро РКП(б) приняло решение: «Поручить Секретариату ЦК вести дело... со всею строгостью, соответствующей объёму колоссальной вины, совершённой Тихоном», что означало указание суду на необходимость вынесения смертного приговора. 19 апреля Патриарх был под стражей препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ, где проходили допросы, а 8 мая перемещен в Донской монастырь – для того, чтобы туда могли прибыть делегаты обновленческого «собора» с объявлением о лишении его сана. Всё это сопровождалась агрессивной кампанией против «тихоновцев» в печати.
Газета «Безбожник». 1923. № 18 (22 апреля). С. 1
Из открытых источников.
По данным П.Н. Агафонова, из 600 церковных общин Пермской епархии обновленцам удалось склонить на свою сторону одну треть, свыше 300 поддерживали Патриарха, 50 приходов были автокефальными. Канонических священников было в полтора, а диаконов – в два раза больше, чем обновленческих. Отношение к обновленцам со стороны власти обычно было положительным, для них освобождали храмы, выгоняя оттуда «неугодное» духовенство, а там, где община была слишком велика, и людей прогнать было невозможно, для обновленческих общин освобождали верхние храмы.
Власти не удалось расколоть Церковь. Судебный процесс над Патриархом Тихоном власти в итоге признали нецелесообразным, и после освобождения Патриарха из-под стражи летом 1923 г. в обновленчестве начал нарастать кризис, который в течение нескольких лет привел к угасанию раскола.
Немалую роль в сокращении числа обновленческих приходов сыграло решение Патриарха от 15 апреля 1924 г. о запрещении в священнослужении и предании церковному суду обновленческих иерархов, запрещавшее, в том числе, и молитвенное общение с обновленцами.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Перми. Конец 1920-х гг.
Фотограф: В.В. Плешков.
Из фондов Музея-заповедника «Пермь-36».
В 1926-1928 гг. в здании располагалось обновленческое епархиальное управление. Колокольня сломана в декабре 1928 г., купола снесены в 1933 г.
Отношение канонической Церкви к обновленческому движению демонстрирует характеристика, данная будущим Патриархом Алексием (Симанским): «Обновленчество как таковое по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды».